
Драгоценные камни упомянуты во многих старых баснях и сказках. Исходя из этого, становится неудивительным то, что мы связываем драгоценные камни с мифами и волшебными историями.
Спящая красавица (1845)
В сказке драгоценные камни показывают, что читатель попал в волшебное место, так как ими покрыты пейзажи, инкрустированы зеркала, одежда и кубки.
Братья Гримм (1785-1863) известны во всем мире коллекцией старых сказок. Позднее их усовершенствовал и прославил Дисней. Это всеми известная Золушку, Хэнсель и Гретель, Рапунцель, Румпельштильцхен, Спящая красавица и Белоснежка.
Дисней изменил истории, чтобы сделать их добрее. Вы можете быть удивлены, услышав, что в оригинальной Спящей красавице (Базиль 1575-1632) героиня не была разбужена поцелуем, а проснулась вследствие чего-то зловещего!
Братья Гримм и Базиль просто собирали рассказы от местных крестьян и деревенских жителей, а иногда и от аристократов, которым истории рассказывали их слуги.
Похожий способ сбора сказок использовал российский писатель Павел Бажов, который провел годы в горах Урала, записывая рассказы шахтеров. Свою известную коллекцию он назвал ‘Малахитовая шкатулка’ и издал в 1939. Одна из сказок известна в России под названием «Серебряное Копытце»
Серебряное копытце, Даренка и Муренка
Сказка повествует о таинственной козе (или в некоторых рассказах олене), у которой было серебряное копыто на правой ноге. Каждый раз, когда коза топает этим копытом, появляются искры и драгоценный камень. Если топает два раза — появляется 2 драгоценных камня, а если Серебряное Копытце часто топает, появляется множество искр и цветных драгоценных камней.

Синие искры это сапфиры, красные — рубины, а белые — алмазы.
Сказка повествует о бедной сиротке по имени Даренка и ее кошке Муренке, которые живут у старого охотника Коковани. Кокованя искал Серебряное Копытце каждую зиму в течение многих лет.
Однажды ночью, когда старика не было дома, Даренка с Муренкой остались одни. Серебряное Копытце приходит, чтобы тайно поговорить с Муренкой, а затем играет, бегая и топая, покрывая домик старого охотника таким количеством драгоценных камней, что он горит ярким светом. В это время Кокованя возвращается, видит Серебряное Копытце и начинает собирать драгоценные камни в свою шляпу. Затем Муренка прыгает на спину Серебряному Копытцу и они убегают.
Мораль сказки заключается в том, что всему есть цена. Взамен на богатство, Серебряное Копытце забирает любимую кошку Даренки. На следующий день все в доме было усеяно драгоценными камнями. Старый охотник и сиротская девочка были теперь богаты, но Даренка ужасно скучала по своей кошке. Они никогда больше не видели Муренку и Серебряное Копытце.
Важно, что Уральские шахтеры трактуют драгоценные камни в басне как огромный подарок или вознаграждение, но далеко не безвозмездный. Жизнь этих рассказчиков была очень трудной.
Белая кошка
Графиня Д’Ольнуа (1650-1705) была французским автором-сказочником. Одна из ее самых известных историй — «Белая Кошка».
Эта история о молодом принце, который хочет найти своего отца. Во время бури он заблудился и ищет убежище. Он видит яркий свет поблизости и наталкивается на огромные ворота, за которыми стоит великолепный замок. Ворота покрыты красными гранатами, свет которых привел его сюда. Стены замка сделаны из хрусталя, а двери из коралла. Принц входит в замок и идет через лазуритовый коридор, покрытый жемчугом. Его одежда мокрая от дождя, но он находит сухие одеяния, инкрустированные изумрудами.
В замке принц встречает таинственную и красивую белую кошку, окруженную слугами и они становятся друзьями. Все столовые приборы во время обеда украшены драгоценными камнями. Белая кошка носит бусы из жемчуга и держит кубок, щедро усыпанный драгоценными камнями.
Принц влюбляется в белую кошку и навещает ее в замке три раза. Белая кошка – принцесса под влиянием злых чар. Но принц не догадывается об этом, пока кошка не просит, чтобы он отрубил ее голову! Неохотно он соглашается и это рассеивает чары. Он просит, чтобы красивая принцесса вышла за него замуж. Они едут назад в замок короля на королевской карете. Подковы лошадей в упряжке сделаны их рубинов и алмазов.
Драгоценные камни в этой сказке символизируют королевских особ и большое богатство, так как во время написания сказки драгоценными камнями могли обладать только богатые и знатные люди.
Старые сказки часто были печальны. Действительно, многие рассказы Братьев Гримм должны были быть переписаны, прежде чем попасть на обозрение детской аудитории. Насилие в оригинальных историях использовалось с целью напугать ребенка, чтобы он был осторожнее. К примеру, как в сказках о волке в овечьей шкуре или отравленном яблоке.
Уральские рассказы Бажова часто имели предупреждение или скрытый смысл и предназначались для научения детей жизни. Сказки часто говорят про обман, ревность и зло.
В Индии есть древняя басня, которая рассказывает о том, как были созданы драгоценные камни. Индуистский демон по имени Вэла сверг Индру, бога грома, и подчинил себе всех других полубогов. Но он был обманут при изображении жертвы в ложном ритуале. Как только Вэла был беспомощен, другие боги убили его и разорвали его тело на части. Так как Вэла согласился участвовать в жертвоприношении, его тело очистилось, а его части, упавшие на землю стали драгоценными камнями.
Капли его крови стали рубинами, его кожа превратилась в желтые сапфиры, его глаза стали синими сапфирами, а его кости алмазами. Зубы Вэлы попали в океаны и опустились на устриц, где стали жемчугом. Его кишечник был также брошен в море и превращен в коралл. Ярко-зеленая желчь Вэлы стала изумрудами, а его жир превратился в нефрит и кварц. Даже последний крик Вэлы, который отозвался эхом вокруг небес, был преобразован в камень кошачий глаз.
Значение истории иногда объясняют с медицинской точки зрения. Драгоценные камни часто используются для исцеления в традиционных индуистских системах. Так как считалось, что они были частями тела бога, и обладают специальными возможностями. Рубины, кровь Вэлы, лечат болезни крови, желтые сапфиры используются при заболеваниях кожи и так далее.
Рассказы арабских Ночей, также включают несколько историй с упоминанием драгоценных камней.